Топ вопросов по перевозке опасных отходов!

i25

Приводим топ 10 распространенных вопросов относительно перевозки опасных отходов!

 

1.Вопрос: “ГИБДД привлекло к ответственности по ч.1 ст.12.21.2 КоАП за отсутствие у водителя свидетельства ДОПОГ и дренажной ловушки при транспортировании твердых бытовых не сортированных отходов от жилищ. Арбитражный суд признал действия ГИБДД законными. Не можем доказать, что ТБО не являются опасным грузом не смотря на наличие паспорта отхода. Хотим оспорить решение суда, какие доводы можно предоставить еще?”

Ответ: “Применение статьи 12.21.2 КоАП, предусматривающей ответственность за нарушение правил перевозок опасных грузов, предполагает либо соответствие твердых коммунальных отходов критериям, применяемым к опасным грузам, либо распространение правил перевозок опасных грузов на перевозку указанных отходов.
В первом случае требуется представить соответствующие доказательства,. во втором – учитывать, что транспортирование отходов является областью применения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статьей 24.6 данного закона, в частности, установлено, что транспортирование твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила), утвержденными Правительством Российской Федерации. Такие Правила в настоящее время не отсутствуют. Закон и размещенный в сети «Интернет» проект Правил не содержат требований о перевозке твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами перевозок опасных грузов.
Таким образом, не доказано и не из законодательства Российской Федерации не следует, что водитель транспортного средства, на котором осуществлялась перевозка твердых коммунальных отходов, обязан иметь свидетельство, подтверждающее наличие знаний специальных требований, которые должны выполняться при перевозке опасных грузов (свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя).
Кроме того, в перечне дополнительного оборудования, которым должны оснащаться транспортные средства для перевозки опасных грузов (см. раздел 20 приложения № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств») отсутствует дренажная ловушка. Следовательно, отсутствие на транспортном средстве дренажной ловушки не образует события административного правонарушения при перевозке опасных грузов.”

2. Вопрос: “Как обозначать машину при транспортировке ртутьсодержащих ламп?”

Ответ: Если, в соответствии с положениями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ), на перевозку ртутных ламп распространяется действие данного Соглашения, то они должны перевозиться под номером ООН 3506 Ртуть, содержащаяся в промышленных изделиях. Упаковки должны маркироваться знаком опасности по образцу № 8 (коррозионные вещества) и знаком опасности по образцу № 6.1 (токсичные вещества).
При перевозке упаковок с опасными грузами класса 8 в количествах, превышающих значения, указанные в подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ, в соответствии с положениями главы 5.3 этого Соглашения, транспортное средство маркируется двумя светоотражающими табличками оранжевого цвета, с основанием 400 мм и высотой 300 мм. Эти таблички должны иметь черную окантовку шириной не менее 15 мм. Одна из этих табличек прикрепляется спереди транспортной единицы, а вторая — сзади.
Следует отметить, что ртутные лампы в большинстве случаев не подпадают под требования ДОПОГ, в связи с чем настоятельно рекомендуем Вам ознакомиться с подразделом 1.1.3.10 ДОПОГ.

3. Вопрос: “Подскажите, пожалуйста, какие требования должны соблюдаться для транспортировки отработанных ртутьсодержащих ламп?”

Ответ: “Вопросы обращения с отработавшими ртутьсодержащими лампами, в том числе касающиеся их транспортирования, изложены в Правилах обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681.”

4.Вопрос: “Как должны располагаться пенные огнетушители в кабине мусоровоза при перевозке ТБО ,относящиеся к 9 классу опасности?”

Ответ: “К слову, что ТБО зачастую не относятся к опасным грузам класса 9.
Требования к размещению огнетушителей на автомобильном транспортном средстве, используемом для перевозки опасных грузов, определены в разделе 8.1.4 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом (ДОПОГ).
В соответствии с пунктом 8.1.4.5 ДОПОГ огнетушители должны устанавливаться на транспортных единицах так, чтобы в любое время быть легкодоступными для экипажа транспортного средства и защищенными от влияния погодных условий во избежание снижения их эксплуатационной надежности.”

5. Вопрос: “Нужно ли мусоровоз оснащать проблесковым маячком?”

Ответ: “В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета оснащаются транспортные средства, перевозящие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, радиоактивные вещества и ядовитые вещества высокой степени опасности. При перевозке отходов, которые в соответствии с главой 2.2 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), обладают указанными видами опасности, транспортное средство должно оборудоваться проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета. Однако, следует отметить, что твердые бытовые отходы обычно не соответствуют показателям и критериям, установленным ДОПОГ для опасных грузов, поэтому при их перевозке, нет необходимости в установке проблескового маячка желтого или оранжевого цвета на транспортное средство.”

6.Вопрос: “Какие знаки и маркировка должны быть на ассенизаторских машинах при перевозке жидких бытовых отходов?”

Ответ: “Маркировка транспортных средств табличками оранжевого цвета, информационными табло и маркировочными знаками применяется только в том случае, когда транспортное средство загружено опасными грузами.
На основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511 утверждены критерии для отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Эта классификация не соответствует классификации, применяемой к перевозкам опасных грузов.
В связи с этим правила перевозок опасных грузов, касающиеся маркировки, могут применяться к перевозке отходов только в том случае, когда будет доказано, что указанные отходы являются опасными грузами.
При перевозках опасных грузов, осуществляемых в порядке оказания услуг автомобильного транспорта, показатели и критерии отнесения веществ и изделий к опасным грузам, приведены в части 2 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ). Жидкие бытовые отходы не соответствуют приведенным в части 2 ДОПОГ показателям и критериям и не относятся к опасным грузам при их перевозке автомобильным транспортом.
Следовательно, транспортное средство при перевозке жидких бытовых отходов не должно маркироваться табличками оранжевого цвета, информационными табло и маркировочными знаками, предназначенными для маркировки транспортного оборудования в котором перевозятся опасные грузы.
Однако следует учитывать, что несмотря на вышеизложенное, в соответствии с подпунктом 3 “в” Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062, соискатель на получение лицензии должен иметь специально оборудованные и снабженные специальными знаками транспортных средств, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям. Таким образом для получения лицензии требуется прикрепить к транспортному средству специальные маркировочные знаки, а при перевозке прикреплять их не требуется. Поскольку номер ООН для данного груза не определен, по правилам перевозки опасных грузов невозможно установить какие именно специальные знаки должны быть прикреплены к транспортному средству для получения лицензии.”

7. Вопрос: “Как должно быть оборудовано транспортное средство перевозящее опасные отходы?” 

Ответ: “Положения правил перевозок опасных грузов могут быть применены к перевозке отходов в том случае, когда отходы классифицированы в качестве опасных грузов (критерии, по которым осуществляется классификация отходов и опасных грузов имеют отличия).
Если отход является одновременно опасным грузом, то транспортное средство должно иметь конструкцию и оборудование в соответствии с требованиями, включенными в приложения № 6 и № 8 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Поскольку для перевозки опасных грузов могут использоваться различные способы перевозки, указанный регламент предусматривает различные требования к транспортным средствам.
Кроме того, перевозка некоторых опасных грузов может быть освобождена от соблюдения правил перевозки опасных грузов, если соблюдены некоторые требования. Например, не подпадает под действие правил перевозка непроливающихся аккумуляторных батарей, если не происходит утечки жидкости из их корпусов, а контакты упакованной для перевозки батареи защищены от короткого замыкания.
Таким образом, ответ на Ваш вопрос не может быть однозначным, поскольку требуется сведения о конкретном грузе, включая классификацию, предусмотренную правилами перевозки опасных грузов, и способе его перевозки.”

8. Вопрос: “Относятся ли эти отходы 4 и 5 класса опасности к опасному грузу?”

Ответ: “На основании Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон) приказом Минприроды России от 15.06.2001 № 511 утверждены критерии для отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Эта классификация не соответствует классификации, применяемой к перевозкам опасных грузов.
В связи с этим правила перевозок опасных грузов автомобильным транспортом могут применяться к перевозке отходов 4-5 классов опасности только в том случае, когда будет доказано, что указанные отходы являются опасными грузами.
В соответствии со статьей 16 Закона перевозка отходов I – IV класса опасности должна осуществляться при наличии паспорта отходов.”

9. Вопрос: “Классифицируется ли перевозка опасных отходов производства, как перевозка опасных грузов, в частности лампы ртутьсодержащие, аккумуляторы свинцовые отработанные, масло моторное отработанное. В каком количестве можно перевозить как неопасный груз?”

Ответ: “В отношении ртутьсодержащих ламп рекомендуем ознакомиться с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 № 681, согласно которым транспортирование указанных ламп осуществляется в соответствии с требованиями правил перевозки опасных грузов.
В отношении аккумуляторов – при выполнении определенных условий, указанных в специальном положении 598 (см. главу 3.3 приложения А к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов), могут перевозиться без соблюдения требований правил перевозок опасных грузов.
В отношении моторного масла – может перевозиться без соблюдения требований правил перевозки опасных грузов, если производитель не классифицирует масло как вещество, опасное для окружающей среды.”

10. Вопрос: “Чем должен быть оснащен автомобиль-мусоровоз,перевозящий ТБО -отходы 4 класса,груз 9 класса опасности?”

Ответ: “Следует учитывать, что отходы не всегда являются опасными грузами.
Транспортные единицы, используемые для оказания услуг по перевозке опасных грузов класса 9 (кроме светлых нефтепродуктов в автоцистерне) в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза «О безопасности транспортных средств» и Европейского соглашения о международно дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), должны быть укомплектованы следующим оборудованием:
— на каждое транспортное средство (звено автопоезда) не менее чем двумя противооткатными упорами, размеры которых должны соответствовать диаметру колес и максимальной массе транспортного средства;
— двумя знаками аварийной остановки и двумя фонарями с автономным питанием с мигающими или постоянными огнями оранжевого цвета;
— карманными фонарями для каждого члена экипажа;
— лопатой и запасом песка для тушения пожара;
— одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа (например, специальным сигнальным жилетом повышенной видимости, соответствующим ГОСТ Р 12.4.219—99 );
— парой защитных перчаток для каждого члена экипажа;
— средствами защиты глаз (например, защитными очками) для каждого члена экипажа;
— средствами нейтрализации перевозимых опасных грузов;
— набором ручных инструментов для аварийного ремонта транспортного средства.
— жидкостью для промывания глаз.
— дренажной ловушкой;
— контейнером для сбора разлившихся (просыпавшихся) опасных грузов.
Кроме того, транспортное средство должно быть укомплектовано первичными средствами пожаротушения, количество которых определяется разрешенной максимальной массой транспортной единицы.”